"Богословие Вознесения"

На сороковой день после Пасхи, 10 июня, Православная Церковь отмечает праздник Вознесения Господня. Что мы знаем об этом празднике и событиях в честь которых он установлен? И почему они имеют столь важное значение для христиан? Об этом — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.

Елена Лаврова.

— Напомните, пожалуйста, батюшка, что вспоминает Православная Церковь в праздник Вознесения?

— В эти дни Церковь вспоминает прежде всего евангельские события, связанные с последними моментами пребывания Иисуса Христа на земле по Его Светлом Воскресении. Это явление Христа Спасителя, которое завершилось вознесением Его на небо, подробнее всего описано в Евангелии от Луки. Более кратко об этом говорит также евангелист Марк.
Вознесение Господне имело место в Иерусалиме, куда апостолы пришли из Галилеи по прошествии сорока дней после Воскресения Христова, как сообщает об этом святой евангелист Лука в своей книге «Деяния святых апостолов».

— Как же это происходило?

— Евангелист пишет о Спасителе: «И подняв руки Свои, благословил их». При этом, как свидетельствуют толкователи Евангелия, Христос произнес определенные слова, как это было принято в Ветхом Завете. Но евангелистом Лукой эти слова не приведены. Кстати, символическое действие поднятия рук при благословении было известно еще в ветхозаветной книге «Левит» (9:22). Далее у Луки читаем: «И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо».
«Какой чудный образ действия, — говорит об этом святитель Московский митрополит Филарет. — Господь благословляет и еще не оканчивает благословение, а продолжает благословлять и между тем возносится на небо… Он не хочет прекратить Своего благословения, но продолжает без конца благословлять Свою Церковь и всех, верующих в Него. И ныне над нами простерты руки Его, и взор Его, и благословение Его. Какая радость для любящих Его». Это изречение говорит о том, что Господь, вознесшись на небо не оставил землю Своим Божественным присутствием. И пусть Он не видим для нас телесными очами, но как свидетельствует кондак праздника Вознесения, Христос никогда не отлучался от нас. «Аз есмь с вами, и никто против вас», — говорит Господь.

— Почему же тогда Христос не остался на земле телесно, а вознесся на небо?

— По мысли архиепископа Тверского, священномученика Фаддея (Успенского), который кстати в 1927-1928 годах находился в ссылке в Кузнецке, нынешней Пензенской области, не Христос не хотел пребывать с апостолами вовеки, а мир, ненавидящий Христа, не мог вместить пребывание в нем Господа. Мир не мог долее видеть Спасителя по причине своей неправды.

— Что же происходило далее, после непосредственного события Вознесения?

— Ученики поклонились Иисусу и возвратились в Иерусалим с великой радостью. Это ликование происходило от того, что они своими глазами увидели славу Господа и Учителя. Апостолы как будто переродились. В таком молитвенном состоянии высокого духовного подъема они находились в храме, прославляя и благословляя Бога, готовясь рассказать ищущим Христа все то, что ученикам довелось пережить, видеть и слышать.

— В Евангелии от Марка говорится о том, что Господь, вознесшись на небо, «воссел одесную Бога». Как следует понимать эти слова?

— Это конечно образное выражение, которое основывается на некоторых духовных видениях. Но означает оно то, что Господь не только как Бог, но и по человечеству принял власть над всем миром вместе с Богом-Отцом, так как сидение одесную, то есть по правую руку, на языке Библии означает разделение власти посаженного с самим сидящим.

— Каково значение события Вознесения в контексте христианской веры?

— Само событие Вознесения после Воскресения Христова — это принципиальный пункт христианской веры, который красной нитью проходит через новозаветные писания. Апостол Лука говорит об этом более красочно и подробно, другие апостолы — прикровенно, но все равно говорят. Начнем с того, что самый цитируемый в Новом Завете ветхозаветный текст — это слова 109-го Псалма: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня (то есть по правую руку, что в древне-еврейской традиции символизирует близость и доверие), доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109:1). Эти слова — «одесную Отца», попали и в наш Символ веры, они встречаются в Новом Завете почти два десятка раз.
В своем «Послании к филиппийцам» апостол Павел пишет о том, что Господь превознес Иисуса и дал Ему имя выше всякого имени, чтобы всякий исповедовал Господа Иисуса Христа во славу Бога-Отца. «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелом, проповедовав в народах, принят верою в мир, вознесся во славе», — написано в «1-м послании к Тимофею» (3:16). Что характерно, апостол Павел использует тексты так называемой допавловой эпохи, а значит идея прославления Иисуса рядом с Богом-Отцом зафиксирована много раньше — самой древней Библейской традицией.
Интересно то, что первый новозаветный автор — апостол Павел не пишет прямо о Вознесении Христа, но много сообщает о возвращении Иисуса из мира Божьего. В своем самом раннем «Послании к фессалоникийцам» он говорит, что ожидают с небес Сына Божьего, Которого Он воскресил из мертвых — Иисуса. У евангелистов Матфея, Марка и Луки мы тоже встречаем многочисленные высказывания о возвращении Христа. Но предполагать возвращение можно только в отношении того, кто куда-то ушел. Поэтому можно с уверенностью сказать то, что Новый Завет утверждает- Христос пребывает ныне с Отцом Небесным, Сын пребывает на небесах.
Несмотря на это интересным фактом является то, что новозаветные авторы избегают говорить о том, что Иисус попал на небо благодаря «полету», то есть какому-либо физическому перемещению. Священные тексты говорят просто о вознесенном положении Христа, о перемещении Господа на небеса, но не поясняют как это произошло. В «Посланиях к римлянам» например, упоминается слово «Вознесение», а в «Посланиях к евреям», специальные термины символизирующие данные события пропущены. Для апостола и евангелиста Иоанна Богослова Иисус — это Тот, Кто спускается с Небес и впоследствии туда возвращается. Трижды Иоанн говорит о восхождении Сына, но обычно употребляет термины «путешествие», «уход» или «возвышение».
А особого внимания заслуживает изложение событий Вознесения святым евангелистом Лукой.
— В чем же особенность изложения событий данным евангелистом?

— Много параллелей с рассказом Луки мы находим в еврейских преданиях того времени: о вознесении Еноха, пророка Божьего Илии, Моисея. Там есть все те же предпосылки истории, что и у Луки: гора, облако, поклонение присутствующих. В рассказе Луки есть много терминов взятых из ветхозаветной «4-й Книги Царств». Тем не менее, несмотря на использование евангелистом этих древних образов, ученые не обнаружили прямых заимствований из них. Лука не пересказывает древние события, заменив действующих лиц на Иисуса и апостолов, а говорит о некоей совершенно оригинальной истории.
Еще интереснее то, что Лука повествует о чуде Вознесения как о событии следующем непосредственно и сразу за Воскресением, Пасхой Христовой. В «Деяниях» мы читаем: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак, Он был вознесен десницею Божиею». Воскресение и Вознесение мыслятся здесь как два нераздельные по времени события.
Но тогда возникает вопрос: действительна ли та история породившая праздник Вознесения, празднующийся на сороковой день после Пасхи? И если для евангелиста Луки Вознесение тесно связано с Воскресением, почему он рассказывает о сорокадневном периоде явления Иисуса Своим ученикам в той же книге «Деяний»?

— Как объяснить этот парадокс? Что можно сказать о сорока днях пребывания Иисуса с учениками?

— Возможно число сорок было использовано Лукой как сравнение с сорокадневным периодом искушения Христа в пустыне. Там Иисус провел сорок дней в подготовке к Своему служению, здесь Он готовит столько же дней апостолов к их проповеди. Известна любовь евангелиста Луки к числам. Он больше чем кто бы то ни было другой из авторов приводит цифры. Причем любит символические числа. Возможно, что и в данном случае Лука мог видеть сорок как символическое число. В Библии оно могло означать время испытания или время Божьего посещения. По исследовании данного вопроса был сделан вывод, что этот временной отрезок позволил Луке сделать более плавный и органичный переход к темам, которые впоследствии станут для Церкви самыми главными.

— О каких же темах идет речь?

— Упомяну лишь некоторые. Христология, то есть учение Церкви о Христе. Торжественный уход Иисуса на небеса подчеркивает Его воцарение там. Именно потому, что Иисус царствует на небесах, Его исповедуют как Господа и Спасителя, свидетельство чему мы находим в «Деяниях» (2:33).
В этой книге, написанной евангелистом Лукой, мы находим и основы эсхатологии — учения Церкви о конце времен. Здесь приводятся свидетельства ангелов Божиих, которые говорят: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Так события Вознесения закладывают фундамент для веры в возвращение Иисуса и последующего Страшного Суда.
Таким образом мы видим, что пребывание Иисуса с учениками в течение сорока дней по Воскресении, а потом Его торжественное восхождение на Небеса, являются для Луки важным богословским прологом к дальнейшей истории жизни и роста Христианской Церкви.

— События Вознесения отстоят от нас далеко по времени. В чем же их значение для сегодняшних христиан?

— Как замечает блаженный Феодорит Кирский, «ныне, в день Вознесения, все и вся наполнились радостью. Ныне диавол оплакивает свое поражение и сетует, говоря: что делать мне, несчастному, все, кого я захватил, отнимаются у меня, и со всех сторон я побежден. Перехитрил меня Сын Марии. Не знал я, что в человеческом теле кроется Бог». Ведь Христос вознес в небесные обители и Свое человеческое естество, тем самым освятив естество всего земного человека.
В «Посланиях к евреям» говорится: «Христос вошел в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицом Божиим». Зачем предстать? Чтобы ходатайствовать за нас пред Богом.
Блаженный Феофилакт говорит: «То, что Спаситель носит тело и не сбросил его с Себя, сие самое и есть заступничество и ходатайство пред Отцом, ибо Отец вспоминает ту любовь к людям, ради которой Его Сын принял тело (то есть стал человеком), и приклоняется к состраданию и милости».