"Время поста"

До одного из основных христианских праздников — Рождества Христова, остается еще немало времени, но пора духовной подготовки к нему уже настала. Как и всегда, с 28 ноября начинается Рождественский (или Филиппов) пост. Вступая в него, мы побеседовали с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.

Елена Лаврова.

— Всем понятно, что пост — это подготовка к празднику. Однако не все ясно представляют себе, зачем вообще нужна такая подготовка, почему нельзя отметить тот или иной праздник без нее. Объясните, пожалуйста, батюшка, что говорит по этому поводу церковная традиция.

— В нашей жизни праздник — это время радости, причем это верно и для людей светских, и воцерковленных. Однако понимание, восприятие праздника у них совсем разное. Человек, далекий от веры, тоже готовится к тем событиям, которые отмечает. Но в чем заключается эта подготовка? В походах по магазинам, размышлениях, что поставить на стол, чем развлечь гостей. Тогда как у православных людей главное — в ином. Некоторые православные праздники предваряются периодом поста, длительного или не очень. И эта традиция исходит из христианского понимания сути торжества. Праздник дает верующему человеку возможность через воспоминания тех или иных событий священной истории, прикоснуться сердцем к иной, небесной реальности и пережить во всей полноте радость этого прикосновения. Любой пост, в том числе и Рождественский, готовит нас к глубокому, полноценному восприятию празднуемого события.

— В чем же цель поста для православного христианина?

— Цель постящегося — добиться, чтобы встреча с Богом, в данном случае — с рождающимся Христом, стала для человека действительно важным событием, к которому он подготовится усиленной молитвой и воздержанием. Даже маловерующие люди не отрицают, что тело и душа взаимно влияют друг на друга. Поэтому мы, ограничивая себя в физическом плане, помогаем душе. Когда мы ограничиваем свои физиологические порывы — любые, и душа тоже перестает заниматься «суетой вещей мира сего» и начинает больше концентрироваться на духовном. Ведь, как говорили святые отцы, тело — темница души. Ослабляя телесные и душевные силы, мы учимся подчинять наши желания разуму и воле, а не просто инстинктам. А разум и волю подчинять Богу. И в этом смысле пост в той или иной степени должен присутствовать в жизни каждого христианина вне зависимости от календаря, то есть не только в постные периоды.
Вспомним, что постились ветхозаветные праведники — пророк и Боговидец Моисей, пророк Илия. Постился и Сам Христос. Причем очень интересен, по наблюдениям святых отцов, такой момент: дьявол пытался искусить Христа не в начале, а в конце многодневного поста, очевидно, полагая, что физический пост истощил Иисуса и сделал Его более уступчивым. Но Христос постом укрепился духовно, преодолел все искушения и тем самым показал, что пост является лучшим оружием против искусителя. Об этом же говорят и все святые отцы.

— Есть немало людей, которые, желая поститься, боятся, что у них не получится соблюсти все предписания.

— Нужно помнить, что основные правила поста, о которых мы часто читаем — это правила монастырского устава. Для мирян пост более мягкий. Поэтому не надо бояться, что что-то будет не по силам. О степени соблюдения поста человек может посоветоваться со своим духовником. Такие например вещи, как сухоядение, мирянами практически не практикуются, разве что очень редко, в дни особо строгого поста — в Рождественский Сочельник или в Страстную Седмицу перед Пасхой.
Однако необходимо не забывать, что больше внимания в период поста нужно уделять главному, а это — отношения с Богом. Каким бы тяжелым нам не казался пост, на самом деле жертва, которую мы приносим Господу, совсем небольшая. Потому, что дело не в отказе от скоромной пищи, а в том, чтобы в духовном плане начать делать то, что мы обычно не делаем, откладываем на потом. Пост — это возможность изменить себя сейчас, а не когда-нибудь. И прекрасный пример тому мы находим в истории Рождества. Волхвы пришли к новорожденному Младенцу, когда Христос еще не успел проявить Себя как Спаситель. Но волхвы не стали ждать этого, а сразу пришли к Нему, и не с пустыми руками, а с дарами.

— Как же проводить время поста, чтобы принести Христу и свои дары?

— Конечно, не нужно совсем уходить в затвор. Но если остается свободное время, его нужно уделить ближним, родственникам, согреть их своей любовью и заботой. Стараться «гореть пред Богом». У каждого из нас — свое поле борьбы, и мы сами его знаем. У кого-то это — обостренная зависть, у кого-то — его собственная плоть, и так далее. Но нет такого человека, у которого не было бы этого поля борьбы. И необходимо прийти хотя бы к началу духовного роста, так как в посту наши недостатки, на которые мы прежде, в суете, и внимания не обращали, становятся особенно видны.

— А как быть, если не все в семье готовы к посту?

— Разумеется, в семье бывают и невоцерковленные люди, и те, кто еще не готов к постному времяпровождению. Тут нужно помнить слова апостола Павла из 1-го послания к Коринфянам, что «неверующий муж освящается женой верующей, неверующая жена освящается мужем верующим». И ни той, ни другой стороне нельзя настаивать на своем. По словам святителя Иоанна Златоуста, «всему должно предпочитать единодушие», потому что в ином случае, при излишней настойчивости, это может привести к раздражению не только по отношению к супругу или супруге, но и к Церкви. Нужно постепенно воспитывать своих спутников, членов семьи, чтобы вместе прийти к общему воздержанию. Быстро это сделать часто невозможно, а иногда невозможно и вообще, и тогда нужно просто молиться за этих людей, приносить пред Богом ходатайство за них, просить помочь найти путь к Нему.

— А когда можно позволить себе послабления в период поста, и нужно ли это делать?

— К сожалению, многие верующие с самого начала поста думают, как пройти его с послаблениями. На самом деле причин для этого очень немного. Если человек болен или находится в условиях, когда поститься невозможно, можно получить благословение на послабления или вовсе освобождение от поста. Но если особых обстоятельств нет, то чрезмерная снисходительность к себе неуместна, чем бы она ни оправдывалась. И не потому, что дух христианства — это дух законничества, дух «юридизма, а потому что мы, по словам Аввы Исайи, «и так уже живем сегодня расслабленно, «прохладно», и нам необходима более строгость, чем мягкость". И если уж постом себе все время все прощать, то что говорить об обычном времени, когда нет поста.
Но надо сказать, что пост сам по себе — не залог нашей добродетели. Однако — непременное ее условие. Потому что «вера без дел мертва». А в пост Бог видит, что мы не только на словах верны Ему, но и готовы совершать какие-то поступки. И в этом тоже — ценность.

— А как можно прокомментировать ставшее уже расхожим выражение, что в пост главное — «не есть других», а пища не столь важна?

— Понятно, что пост — это не голодовка. Но за этой расхожей фразой ко многим людям пришла уверенность, что ограничивать себя в пище — не обязательное условие поста, что в корне неверно и проистекает из превратного понимания Евангелия. С одной стороны то, что важно «не есть других», правильно — в том смысле, что без духовного поста физический не имеет смысла. Но и физические ограничения важны. И столетиями накопленный опыт поста ясно показывает, что всякие послабления «ради здоровья» не дают результатов тому, кто пытается их себе вытребовать — получается, что и здоровье не поправил, и церковный устав нарушен. Пост не может нанести здоровью такого ощутимого вреда, которого мы боимся. Но его несоблюдение только умаляет радость, которую мы испытываем даже при небольшом духовном подвиге.
Пост будет постом только тогда, когда у человека нет сомнений в его надобности, а есть желание его выполнить, и именно так, как положено. Все остальное — лишь подобие поста.