"Любовь Матери"

Двадцать первого сентября Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник — Рождество Пресвятой Богородицы. О его происхождении и значении рассказал благочинный Иссинского округа, настоятель Преображенского храма протоиерей Сергий Афонюшкин.

Елена Лаврова.

— Батюшка, как объяснить, что Рождество Пресвятой Богородицы, о котором ничего не говорится в Священном Писании-один из главных христианских праздников?

— Действительно, это праздничное событие не описано в Новом Завете, оно пришло к нам из Церковного Предания. И тем не менее Рождество Пресвятой Богородицы, Матери Господа нашего Иисуса Христа, с точки зрения христианского вероучения не было событием случайным. Богородице отведена очень важная роль в осуществлении Божественного замысла. А замысел этот — спасение падшего человечества. Поэтому еще задолго до рождения Пресвятой Девы существовало много указаний на этот день — пророчеств и прообразов, которые мы находим на страницах Библии и в которых предуказана личность Божией Матери.
Праздник в честь этого события возник, по всей видимости в Греческой Церкви, затем появился в Риме и распространился на другие христианские Церкви. Интересно, что праздник Рождества Пресвятой Богородицы совершается и в дохалкидонских христианских Церквях, например, коптской, эфиопской, и называется в них Рождеством Владычицы Марии. Однако в древних коптских месяцесловах этот праздник может датироваться не только 8 сентября, но и 26 апреля.

— А в целом дата этого праздника-общая для календаря христианских Церквей?

— В Западной Церкви относительно этого существует интересная история о том, как один благочестивый христианин в ночь на 8 сентября регулярно слышал небесное пение ангелов. На вопрос, что бы это могло быть, ангелы ответили ему, что они ликуют, потому что в эту ночь родилась Пресвятая Богородица. Когда этот человек донес о своем дивном видении Римскому папе, тот распорядился, чтобы праздник в этот день был не только у небожителей, но и у всех благочестивых христиан. Но есть в этом рассказе и противоречие: несмотря на такую трактовку, этот праздник в Римской Церкви был не особенно распространен до XII-XIII века, не было даже торжественной службы. У нас же, в Православной Церкви, первоначальным истоком, от которого можно вести историю богослужебного начала праздника, следует признать Иерусалимский богослужебный канонарь VII столетия. Именно он установил тропарь празднику, то есть краткое повествование о празднуемом событии «Рождество Твое, Богородице Дево…», который сейчас исполняется повсеместно в день праздника на утренних и вечерних богослужениях.

— Что в событии этого праздника вызывает особый интерес?

— Святые отцы, в частности, нередко задавались вопросом: почему Богородица родилась от неплодных родителей? Ответ на этот вопрос можно найти в праздничных гомилиях, то есть беседах, посвященных данному христианскому торжеству. В гомилии преподобного Иоанна Дамаскина говорится: «Чудесами необходимо приготовить путь к главному из чудес, восходить от меньшего к большему. Человеческая природа уступает могуществу благодати Божией. Надлежало родиться Первородной (т.е. Божией Матери), чтобы родить Перворожденного всей твари (т.е. Иисуса Христа), в Котором все состоится». То есть, от неплодных родителей родилась Пресвятая Богородица, для того чтобы Она Сама одна, без участия мужа, наитием Святого Духа, стала Матерью, рождающей Великий Плод. Пресвятая Богородица становится посредницей между величием Божества и ничтожеством человеческой плоти. И сам праздник Рождества Пресвятой Богородицы, открывает начало Рождественской эпохи Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому святые отцы прославляли в этот праздник высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице Богородицы, рожденной по обетованию Божьему.

— А какой духовный урок следует извлечь из этого нам — сегодняшним христианам?

— Богословское осмысление праздника, несет верным христианам совершающим это торжество, высшую радость. И радость не только в том, что Бог, Божия Матерь нас любят — это знают, чувствуют даже те, кто не ходит в храм. Но и в том, что мы, верующие, совершающие праздничное торжество, также можем ответить на эту любовь Небожителей. И в этом для нас— радость особенная. Но в то же время эта радость налагает на нас большую ответственность. Да, сердце наше ликует. Но тот, кто стремится познать всю глубину, суть этого праздника, может немного и загрустить.

— Почему?

— Потому что подумает: как я могу воздать, ответить Богу на эту любовь? Господь дает нам Свою любовь без меры, но где нам взять ту святость, духовную ласку, способность отозваться всем естеством на небесную милость? Человек должен осознавать, что он слаб и немощен в своей любви. И начиная понимать это, он с надеждой смотрит на Матерь Божию. Не найдя у себя надлежащих даров, обращается к нашей небесной Посреднице и учится у Нее любви. Тяжело для нас научиться Божественной любви! А Божия Матерь жила с людьми и умела любить не только Христа, Своего Сына, но и всех людей, так как все они — дети Христа. Божия Матерь ответила за всех нас Своей верой, неколеблющейся надеждой и такой любовью, что сумела объять ею все небо и землю. Она так сумела Себя раскрыть людям, что даже самые закоренелые грешники могут к Ней обратиться и получить от Нее милость. Поэтому мы и смотрим на Нее, когда унываем, и нам становится легче. И Ее ответ — это ответ всем и каждому из нас. Ее ответ любви к Богу — это ответ всей вселенной, каждого из нас и Самого Бога. Ведь Она — наша Ходатаица.

Важно, чтобы полнота любви Господа пребывала во всем творении Божием. И тогда будут прославляться небо и земля во всей полноте, будет «открыта слава неба и земли», как говорят святые отцы. Именно этого требует от нас Христос, на это Он указывает, ибо Он всегда говорит о любви. И при проникновении в нашу суть, в суть этих понятий, мы будем ощущать, что Христос — среди нас. И не один, а вместе со Своей Пречистой Матерью, вместе с небожителями. То есть будем реально ощущать присутствие духовного неба здесь, на земле. Иначе и не может быть, ибо Богородица дала Христу Свою плоть, Свою любовь. И эта связь так крепка, что ее нельзя разрушить, даже если человек сам отказывается от Бога. И помня об этом, мы никогда не должны отчаиваться, а напротив — возрастать радостью. Особенно — в дни скорби, какие у человека часто бывают, когда нам кажется, что мы ни на что не способны, не можем помочь ближним, не можем ответить на любовь и благодеяния Божии. Надо помнить, что Матерь Божия молится о всех нас, добрых и злых, благочестивых и грешных. Она любит всех нас, Она стоит в начале нашего спасения, и Она всем прощает. И Ей, поверьте, есть что нам прощать! Люди убили Ее Сына, распяли Его. А мы — тоже люди — прибегаем к Ней за помощью. И если Она научилась так любить, что простила людей распявших Христа, то и нас не осудит. Потому что каждый из нас, хоть и не распинал Иисуса лично, не держал в руках гвозди, участвует в Его жизни и Его смерти.

— Каким образом? Как надо понимать эти слова?

— Живя на земле, мы опосредованно исполняем, а чаще — не исполняем нравственные установления Бога, Его заповеди. Потому человек с чистой совестью может и должен сказать: «Пречистая Матерь, я тоже участвую в распятии Твоего Сына, я прогневляю, огорчаю, а значит, распинаю Его своими грехами. Но Ты прости меня и походатайствуй за меня». И Она заступается за нас пред лицом Господа, милует нас и прощает. И это все необходимо не только знать, просто знать — мало, но и культивировать эти мысли в своей душе. Не только в день праздника, находясь на богослужении в храме, а постоянно. И по возможности делиться этим пониманием с окружающими нас людьми, чтобы они задумывались вместе с нами. Чтобы знали на примере Богородицы, чтобы обрадовались и утешились вместе с нами в понимании того, что сам человек может ответить на любовь Божью так, что Сам Бог станет Человеком!