"Августовские Спасы"

Четырнадцатого августа православные христиане отмечают Медовый Спас, а 19 августа — Яблочный, или Преображение Господне. Об этих праздниках — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.
Елена Лаврова.
— О таком празднике, как Медовый Спас, знают, наверное, все. Но ведь это — народное название. Как правильно называется праздник по церковному канону, и в чем его смысл?
— Праздник, отмечаемый 14 августа, называется Происхождение, или по-иному изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Называют его и празднованием Всемилостивому Спасу. Чтобы понять его смысл, стоит не только узнать историю праздника, но и внимательно посмотреть на его икону. В иконографической композиции ясно выражен сюжет, в котором переплетаются исторический, богословский и сакральный смыслы праздника. История его двояка: в середине XII века почти одновременно произошли два схожих чудесных события. Святой князь Андрей Боголюбский и византийский император Мануил Комнин затеяли военные походы, первый — на волжских булгар, второй — на турок. Оба похода были неизбежны для защиты своих государств, и в обоих случаях войска неприятеля намного превосходили силой русские и византийские. И Андрей Боголюбский, и Мануил Комнин, понимая это, горячо молились перед битвой, и обоим Господь явил знак грядущей победы — появившийся на небе сияющий крест. После побед, сначала в Византии, а затем и на Руси, и был установлен праздник. Но есть у него и еще более древняя традиция, восходящая к Х веку. В те годы в Константинополе и окрестных землях свирепствовали сильные моры, особенно — в августе, когда жара усиливалась. Медицина была бессильна перед эпидемиями. Но когда люди выходили Крестными ходами со святынями, главной из которых был Животворящий Крест Господень, некогда обретенный святой Еленой, — моровые поветрия отступали.
Кстати, это пример и нам, когда в эпидемию люди не прятались ни от Церкви, ни от Бога, а уповали на Него и получали благодатную защиту и избавление.
— Что же изображено на иконе праздника?
— Вся история печального события — мора и радостного от него избавления. Молящиеся люди, страдающие от эпидемии, фонтаны и акведуки — водные артерии Византии, откуда часто распространялась инфекция и которые освящались в борьбе с ней. А в центре — главная святыня, Крест. Это — исторический смысл изображения. А есть и более глубокий, выражающий идею единства двух миров — верхнего и нижнего, Неба и земли. И как следствие — единство Небесной Торжествующей Церкви, состоящей из тех, кто уже перешел в жизнь вечную, и Церкви воинствующей — из живущих на земле христиан. Икона отображает мир земной — полный болезни, скорби, печали. Но когда мы смотрим на небо, где видим Крест — избавитель от бед, понимаем, что наш мир ждет преображение, возрождение. Но чтобы удостоиться благой вечности, верующим людям необходимо совершить подвиг восхождения. Главная богословская идея праздника в том, что земная жизнь — это проекция жизни небесной, ее отображение, преддверие, и как мы проживем здесь — так будет и там. Духовное небо и духовная земля неразрывно связаны между собой, и над этими мирами владычествует Христос.
— Есть ли особенности в восприятии праздника на Руси?
— Да, и это тоже отражено в иконографии. Для русского православия этот праздник многоплановый. И вариант, появившийся на иконах позднего московского письма, написанных в период, когда Московское государство окрепло, в то время как Византия была захвачена турками, отображает известную идею о том, что Москва — третий Рим, последний оплот Православия, гарант веры и чистоты на земле.
— А что можно сказать о празднике Преображения Господня — престольном для Иссинского храма?
— Этот праздник раскрывает славу Богом созданной твари и в какой-то мере относится даже к событию Боговоплощения, потому что человеческая плоть, тленная материя, смогла стать местом обитания Живого Бога. Христос — Человек, но открывает Свою Божественную суть, и таким образом человечество смогло соединиться с Божеством. Открывается величие, значимость и человека, и всего материального мира. Преобразив плоть, Господь преобразил мир. Мы видим, что материальный мир не только ограничен земными, временными возможностями, но и причастен к вечной Божественной энергии. Мы вечны, мы живем один раз — и здесь, и там. Поэтому мы как верующие люди должны коренным образом изменить и наше отношение ко всему окружающему нас — ко всему тому, к чему прикоснулся Господь. Мы должны быть соработниками Бога в преображении, освящении окружающего нас мира, сотворенного Небесным Отцом. Наверное, мы не до конца на это способны, и тем не менее праздник учит нас добротолюбию и тому, что эти идеи должны выходить за пределы храма. Эти идеи христианин должен распространять вокруг себя, на всех людей, верующих и неверующих. Ведь Господь преобразил наш мир для всех. Христос неслучайно говорит: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, дабы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего, Который на небе» (Мф.5:16.) Христианин призван свидетельствовать и освобождать от греха, проклятия и смерти не только своих единоверцев, но и всех. Тогда наступит гармония с Царством Божиим, и мир земной достигнет наивысшей своей славы, потому что мир и человек войдут в радость Господню. И от нас самих зависит, чтобы это наступило. Эта идея кажется чем-то недостижимым. Но Господь обозначил окончание земной жизни и переход в вечность как гармонию с Царством Божиим. Значит, это достижимо, просто нам не хватает желания и старания.
— Оба праздника, о которых мы говорим, называют Спасами — Медовым и Яблочным. Откуда эти названия и связанные с ними традиции, и насколько они обоснованы канонически?
— Понятно, что названия — от традиции освящать в эти дни мед и плоды. Но сами эти традиции неоднозначны. Благословение плодов принято во образ освящения винограда, вызревающего в конце августа в Греции, Израиле и других южных странах. У нас же 14 августа выбрано Церковью как день, когда итог труда бортничества достигает своей благословенной полноты. Но первый сбор меда проходит значительно раньше. И хотя многие считают, что употреблять его до Медового Спаса нельзя, однозначного запрета на это не имеется, так же как и на вкушение яблок и винограда до праздника Преображения. Верующие люди зачастую, сами не понимая этих ограничений, просто следуют им, опасаясь «согрешить». Однако в данном вопросе каждый должен поступать по своему христианскому разумению, памятуя слова Господа, Который предостерегал людей от уподобления фарисеям, «отцеживающим комара а верблюда поглощающим» (Мф.23:24.)