Сглаз — долой

Прогресс в наши дни продвигается семимильными шагами. Одно остается неизменным — натура человека. В том числе его упрямое стремление заглянуть в будущее, а то и изменить его. Вот только к добру это обычно не приводит. Казалось бы, давно людям пора понять, что всевозможные «предсказатели», «целители», «экстрасенсы» «колдуны», «ворожеи» — как бы они себя ни называли, в абсолютном большинстве — обыкновенные мошенники, наживающиеся на бедах и проблемах обращающихся к ним. Освоив некоторые психологические приемы, они поднаторели в том, что и как сказать, чтобы поймать на финансовую удочку попавших в сложную жизненную ситуацию и отчаявшихся самостоятельно выбраться из нее людей — а именно такие становятся обычно клиентами «гадалок» и прочих «бабушек-дедушек». А когда до них доходит, что к чему, бывает уже поздно. Взять хотя бы недавний пример, о котором мы писали в нашей газете, когда жительница Иссы, поддавшись на обещания «колдуна» вернуть оставившего ее возлюбленного, лишилась всех накоплений, да еще и влезла в немалый кредит.

Однако мало кто задумывается, что материальные потери — далеко не самая большая опасность, с которой сталкиваются те, кто решился обратиться к «экстрасенсу». Ведь среди множества шарлатанов попадаются и те, кто, казалось бы, действительно помогают решить ту или иную проблему — за небольшое вознаграждение, а порой и «бескорыстно». Вот только эта «помощь» имеет скрытую, оборотную сторону. И если бы доверчивые клиенты «гадалок» смогли ее разглядеть, содрогнулись бы от ужаса.

Недаром Православная Церковь всегда сурово осуждала обращение за подобного рода «помощью» и предостерегала людей. В чем же здесь опасность? Пояснить это мы попросили благочинного Иссинского округа, настоятеля Преображенского храма протоиерея Сергия Афонюшкина. Елена Лаврова.

Отношение Церкви к так называемым экстрасенсам, колдунам, народным целителям и тому подобное ясно и четко выражает одна из книг Пятокнижия Моисея — Второзаконие, прямо и однозначно запрещая обращение к людям подобного толка: «…не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь,…» — имеется ввиду поклонение языческим идолам, «…прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (глава 18, стих 10-12).

И тем не менее многие люди, даже считающие себя верующими и посещающие храм, обращаются к «целителям». Почему так происходит?

Такие люди ошибочно думают, что в христианстве и магии много общего: и здесь, и там есть свои обряды, через которые человек обращается к духовному миру. Но важно понимать, что у нас, христиан, и у тех, кто занимается магией, отношение к этому принципиально разное. Да, есть и общие черты. Они в том, что и мы, и они, в отличие от атеистов, признаем существование духовной реальности. Мы, как и они, не видим эту духовную реальность, но знаем, что она есть, и она влияет на нашу жизнь. И в ней есть духовные сущности, которые обладают разумом, своими целями, стремлениями. Мы с ними связаны, и они воздействуют на нас — добром, либо негативом, оставаясь для нас незримыми. Все это не является противоречием для христиан и эзотерической диаспоры, а противоречие — в отношении к этому, во взаимодействии с духовным миром, в разном понимании смысла жизни. Для христиан главная цель — воссоединение с Богом в новой, вечной жизни. С особенной яркостью это отображается в событии Преображения Господня, явившемся примером полного преображения жизни, радости и счастья от взаимодействия с духовным миром. Причем все это неразрывно связано со Христом. Именно в этом событии Христос обыденный приоткрыл Свой духовный мир, и видевшие это апостолы ощутили небывалое счастье и блаженство.

А в так называемом народном целительстве, или оккультизме, или экстрасенсорике — названий много, стремление к высшей цели мыслится совершенно по-иному. У них есть четкий набор правил и своя «духовная» техника, гарантирующая определенный результат. Проще говоря, тебе кто-то «навредил» — ты обратился к «специалисту» по духам: целителю, бабушке, ворожее… Здесь принимается определенный заказ, такой как успех в чем-то, устранение «угрозы» — порчи, сглаза, «венца безбрачия» и так далее. То есть, подход чисто утилитарный, потребительский.

Для верующего человека такой подход неприемлем уже потому, что он понимает, что в движении к цели нас неизбежно преследуют трудности, но мы не пытаемся от них избавиться, потому что они для нас — не бессмысленны. В зависимости от наших дел и мыслей, они нам не мешают, а укрепляют, помогают нашему духовному росту. Все зависит от нашего преодоления болезней, немощей и других испытаний. Как говорится, «что нас не убивает, то делает нас сильнее». Это светская фраза, но значение у нее христианское. Христианин не бежит от трудностей, а воспринимает их правильно.

Что же происходит, если человек, желая избавиться от болезней или проблем, идет к «целителю»?

— В таком случае удовлетворение его «заказа» становится самоцелью. Причем попытка преодолеть трудности строится по тому способу и методу, который предлагает «целитель», а человеку остается ему слепо доверять. А что предлагает оккультист? Он так или иначе пропагандирует: для вхождения в духовный мир нужно обмануть обидчика, нейтрализовать его. Отношения строятся на уровне торга. В них не заложены христианские принципы победы добра над злом, правды — над ложью. Вместо них — нечестная конкуренция с «недоброжелателем» и торг, посредством «целителя».

Что это за торг, с кем он ведется? И в чем его опасность?

Торг ведется посредничеством «целителя» с определенным духом, который требует от человека определенных действий, и тот начинает их исполнять. Но какая сила действует в «колдуне», какие опыты духовной практики — мы не знаем. И не зная этого, человек входит в духовный мир глазами «экстрасенса», со слепым доверием ему.

В молитвах мы тоже часто просим Бога избавить нас от каких-либо бед и проблем. В чем же существенное отличие?

Когда христианин обращается с такими просьбами к Богу, Богородице, святым, в таких молитвах не может быть торга, «социального заказа». Это — просьба, подобная взаимоотношениям в теплой, дружной семье, где дети бегут за советом к родителям, младшие братья и сестры — к старшим. И родители могут ответить: «Нет, сынок, то, что ты просишь, нельзя, это нехорошо». В таких отношениях нет вседозволенности. И в ключевых просьбах христианина, в преодолении им трудностей всегда прослеживаются слова молитвы: «Господи, да будет воля Твоя!». Здесь — смирение, а там, у «целителя» — гордыня»: хочу быть здоровым — и все тут! В просьбе Богу всегда присутствует доверие, и последнее слово мы всегда оставляем за Господом. Потому что Он лучше знает, что для нас хорошо. Вот в этом разница.

Каким же духом живут и действуют сторонники эзотерики?

Люди часто интересуются этим вопросом и спрашивают самих «целителей», откуда их «дар». Что же они отвечают? Вариантов несколько. Многие «целители» говорят, причем нередко сами искренне веря в это, что это их личные свойства, энергетические, параномальные способности. Иногда, по их признаниям, они появляются после посещения таких же «экстрасенсов». Другой вариант — отсылка к некой космической энергии, которую они якобы получают, а затем делятся с другими.

Некоторые, желая выглядеть более благопристойно, утверждают, что их силу им, якобы, дает Бог. Но посмотрите на жития старцев и подвижников Святой Церкви, истинных целителей души и тела. Все они скрывали свою святость, чтобы не развивать гордыню, и все свои дела соотносили с Божьей волей. К тому же, в истории Церкви святых много, но значительно меньше, чем в каждом небольшом районе «целителей», обладающих, по их утверждению, «духовными дарами от Бога». Могут ли быть такие масштабы в принципе?! И они не скрывают свои способности, а наоборот, выставляют их напоказ.

И последний вариант ответа на вопрос, какой силой они действуют — самый честный, и говорят так немногие. Эти «целители» прекрасно понимают источник своей силы, поэтому и появилось в обиходе понятие о так называемой «белой» и «черной» магии. А «играют» они с тем, кого называют врагом рода человеческого, с дьяволом. Такие немногие не скрывают сущности своего «лечения», однако успокаивают клиентов, что от «немножко» вреда не будет. Но можно ли вообще для здоровья, блага, успеха, «немножко» пообщаться с дьяволом, «поиграть» с бесом? Любой здравомыслящий человек ответит сам на этот вопрос.

Как же тогда объяснить то, что в домах у некоторых «целителей» много икон, они советуют клиентам пойти в храм, на исповедь, причастие, а сами не «работают» в церковные праздники?

Все это вводит людей в заблуждение, они начинают верить, что у «целителя» действительно «дар от Бога». На самом же деле все объясняется очень просто: с благодатным, «заряженным» (как говорят сами «экстрасенсы») человеком им легче «работается», от него они могут больше взять. Мне рассказывали об одной «целительнице» в Кузнецке, которая всегда требовала, чтобы к ней приходили после причастия. А затем, после сеансов с таким человеком, эта «дама» буквально на глазах менялась, наполнялась энергией, которую брала от доверчивого клиента. По этой же причине «целители» часто отказываются «работать» с некрещенными детьми, требуют сначала их окрестить. Возможно, в некоторых случаях они и сами не понимают суть происходящего. А она в том, что дьявол дает свою силу не просто так, а в обмен на грех, и особенно грех максимальный — глумление над святыней. И человек, поступающий так, становится похож на Иуду, который причастился от Христа на Тайной Вечере, а потом пошел и совершил грех предательства.

Как же получается, что порой люди, посетившие «экстрасенса», чувствуют положительные изменения, говорят о том, что получили исцеление или решили свои проблемы?

Бес всегда действует скрытно, обманом. Поэтому динамика последствий видна, к сожалению, только с годами. Несмотря на первые «положительные» результаты, на полученное временное облегчение, впоследствии человека ждет усугубление проблемы, а часто даже переломанные судьбы. Пытаясь решить маленькую проблему, в итоге получают большую. И такое бывает всегда, без исключений. Понять, почему так происходит, несложно: если ты отказался преодолеть маленькое препятствие на пути к Богу, к своему спасению, то путь будет становиться только сложнее и сложнее. И это не прекратится до тех пор, пока человек не осознает ложности такого пути. Либо, как ни прискорбно, до самой смерти, если человек впадет в духовную зависимость от своего «наставника». Ведь, как следствие этого, происходит отказ от Бога.

Возникает вопрос: почему Господь терпит таких людей с их псевдо-чудесами, не истребит их?

Это показывает одно: Бог повелевает солнцу всходить над добрыми и злыми, посылает дожди на праведных и неправедных. Бог любит всех людей, и Бог не меняется. Он терпит всех. Но человек должен чувствовать близость Бога, Его теплоту. Чувствовать, что этот Сильный Небожитель находится рядом с ним постоянно. И Господь ждет, что даже самый заблудший человек поймет и почувствует это. И когда человек это понимает, у него отпадает нужда в поиске других псевдо-благодатных практик. Тогда он эту Божью близость уже ни на что не захочет и не сможет променять.