"Священная Двоица"

Двенадцатого июля — день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Об этом празднике в его преддверии нашим читателям рассказал благочинный Иссинского округа, настоятель Преображенского храма протоиерей Сергий Афонюшкин.

Елена Лаврова.

— В православном календаре практически каждый день посвящен памяти какого-либо святого. Но день Петра и Павла принято отмечать особенно. Почему, что его отличает?

— Праздник этот из числа прочих, посвященных памяти тех или иных святых, выделен тем, что предваряется постом. Этот пост вошел в жизнь Церкви несколько позже, руководствуясь святоотеческим пониманием значения личности святых апостолов Петра и Павла, в знак их почитания. А ценит их Церковь как своих ревностных служителей, внесших огромный вклад в дело распространения и укрепления веры Христовой.

— Почему память этих святых, которых, казалось бы, не объединяет ничего, кроме того, что оба они были в числе апостолов, отмечают в один день?

— Этим вопросом часто задаются люди, знающие историю Церкви и жития Петра и Павла. И действительно, понять это бывает сложно, ведь святые апостолы Петр и Павел были совершенно разными людьми, трудились на разных поприщах, и биографии их разительно отличаются. Так, Петр, до того как стать учеником Христа, был простым рыбаком. Хотя в последующие годы он всегда и всюду был со Христом, но миссионерский путь Петра, сопровождаемый исцелениями и иными чудесами, начался только после Пятидесятницы.

Павел же стал апостолом позже. Он родился в Малой Азии, и хотя окружавшие его люди были иудеями, но с особым статусом — они, как и сам Павел, имели права римских граждан. А это было очень важно, давало реальные привилегии, в том числе право государственной защиты и императорского суда в Риме. И Павел, как известно, пользовался этими правами. Будущий апостол получил хорошее образование, учился у известного тогда раввина Гамалиила и сам готовился стать раввином. Об его образованности говорит уже тот факт, что он написал 14 посланий. И хотя церковные историки считают, что некоторые из этих посланий могут принадлежать другим авторам, в канон книг Священного Писания все четырнадцать вошли под авторством апостола Павла. Для сравнения, Петр оставил всего два соборных послания. Впрочем, значение его трудов это не умаляет.

Однако в жизни обоих святых произошла судьбоносная, благодатная ломка стереотипов, после которой их вера укрепилась, началось, либо усилилось служение Слову. Причем парадоксально: Петр всегда был с Господом, видел Его воочию, но для него перелом начался с момента отречения, за которым последовало раскаяние. Свое предательство он искупил ревностным служением Богу. По-иному было у Павла, тогда еще носившего имя Савл: ему не потребовалось быть рядом с Христом, чтобы принять Его. Савл был гонителем христиан, когда Бог, которого он не знал и никогда не видел, послав временное ослепление, открыл ему душевное зрение. И это так повлияло на него, что он посвятил дальнейшую жизнь апостольским путешествиям, своими трудами распространяя Церковь Христову.

— Очевидно, и отношение к этим апостолам было разным?

— Противопоставление в оценке их деятельности присутствовало всегда. Причем сам апостол Павел, как будто прозревая это, писал, что не следует говорить: «я ученик Павлов», или «я Аполлосов», ибо все мы Христовы, все — ученики Господа Бога нашего. И теперь, к сожалению, среди христиан бывает, что они «выбирают» себе священника, батюшку, считая, что кто-то «лучше». Вот и после смерти Петра и Павла молва начала оценивать их заслуги, раздаваться голоса: «я — Павлов», «а я — Петров». И общий праздник двух святых нужен и для того, чтобы не было таких споров в христианском сообществе, чтобы подчеркнуть, что оба они значимы для Церкви. Церковь не сравнивает их заслуги, а равно чтит и ценит.

— Откуда взялась дата праздника?

— За основу взяли дату перенесения мощей апостолов в Риме. Возникнув там, праздник вскоре стал общим. Год кончины Петра и Павла — 67 по Рождестве Христовом. Это официальная дата, принятая Церковью. Но историки считают, что могла быть разница в дате смерти между ними в один год.

— На иконах апостолов Петра и Павла часто изображают вместе. А как было в жизни: какими были их отношения, и виделись ли они вообще?

— Многие верующие привыкли так считать. Бытует предание, что перед смертью Петр и Павел якобы находились в одной темнице. На самом деле отношения апостолов между собой, если они и были, могли быть только неоднозначными. Вспомните: Петр всегда был со Христом, а Павел — отреченец, гнавший Христа. Люди помнили, как он стерег одежду побивающих камнями первого мученика, архидиакона Стефана. И когда Павел обратился ко Христу, другие христиане его долго не принимали, не доверяли. Поэтому отношения Павла и Петра не могут быть такими гладкими, как нам повествуют вошедшие в обиход жития святых. Не нужно сглаживать историю. Виделись ли они? Церковные историки не могут сказать однозначно, однако книга Деяний повествует об Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году по Рождестве Христовом, где были и Петр и Павел.

Что же касается икон, на более ранних апостолы изображались фронтально, стоящими рядом. Но где-то с XVI века их стали писать обращенными друг к другу. И в этом развитии иконографии также прослеживается стремление подчеркнуть близость апостолов, общность их праздника, которому мы радуемся.

— Когда апостолов Петра и Павла стали особо почитать как святых?

— Известно, что еще в 324 году, при императоре Константине Великом, и в Константинополе, и в Риме были построены храмы в честь этих святых. Тогда же праздник в их честь приобрел особую торжественность. На Русь почитание Петра и Павла пришло сразу после ее Крещения. Предание повествует, что равноапостольный князь Владимир после своего крещения в Корсуни, среди прочих даров привез икону Петра и Павла, которая затем поступила в дар святой Софии Новгородской. В этом соборе сохранилась фреска XI века с изображением апостола Петра. А в 1185 году в Новгороде был построен первый на Руси монастырь, освященный в честь первоверховных апостолов.
— В чем же особая значимость этих святых для нынешних христиан?

— Ценность их духовного примера в том, что эти люди, несмотря ни на что, во всех жизненных противоречиях и исторических коллизиях, не потеряли силу своего духа, своей самоотверженности в деле служения Богу.

История Церкви не должна представляться одной благочестивой сказкой. История — это не сказка, это факты. И этот праздник посвящен почитаемым народом святым — тем самым, которые совершали ошибки, были не чужды человеческим слабостям. И при этом остались образцами для подражания, героями духа. Потому что мы, попадая в пучину противоречий, часто плывем по течению, а они сумели противостоять и сохранить главное — идею просветить как можно больше людей светом Евангельской истины. И они это сделали. А в противоречиях мы можем проследить многогранность жизни апостолов, условий, в которых развивалась Христианская Церковь, увидеть их со всеми сложностями. И это не только не умаляет духовное значение праздника, а наоборот, напоминает нам важную истину: всякий человек, стремящийся к Богу, встречает на своем пути трудности, но это не препятствует достижению конечной цели — встрече с Господом.