"Вход Господень"

Воскресенье, завершающее собой шесть недель Великого поста и предшествующее Страстной седмице, в Православии принято называть Вербным. Каноническое название этого праздника — Вход Господень в Иерусалим. В нынешнем году этот день пришелся на 12 апреля. О смысле и значении праздника — одного из Двунадесятых, мы побеседовали с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным. Беседовала Елена Лаврова

— Батюшка, Вход Господень в Иерусалим — большой праздник, но он приходится на время поста. С каким же настроением следует встречать его верующим людям?

— Конечно же, с радостным. Нам всем радостно в этот прекрасный, торжественный день быть в храме с зажженными свечами, с веточками вербы. А представьте себе, как это происходило воочию! Ранняя весна, год 30-й от Рождества Христова. В Иерусалим из Рима прибывает префект, по-иному — прокуратор Понтий Пилат, чтобы лично проследить за порядком. Ведь наступает Песах, ветхозаветная Пасха — очень масштабный праздник для евреев, а это, как знают в Риме, — народ мятежный. На праздник в Иерусалим со всех сторон спешат паломники. И в это же время сюда направляется и Христос с учениками, потому что и Он совершает религиозные праздники и традиции Своего народа. Конечно, Он знает и о том, что Ему предстоит пострадать здесь. Уже успела распространиться весть о чудесном событии предшествовавшего дня — воскрешении праведного Лазаря. Поэтому отношение к Христу особо благоговейное, и уже больше, чем просто к пророку.

Складывается двоякая ситуация: народ рад видеть Христа, а первосвященники, книжники и фарисеи озлоблены Его популярностью. И думают, как Его победить, уничтожить, а вместе и Ним — и Лазаря, живое свидетельство. Но они понимают: в праздник этого делать нельзя. Таким образом, одни замышляют убийство, а другие выходят встречать Христа как своего Спасителя. Но парадокс в том, что и тех, и других объединяет одна прекрасная идея, одно чаяние: положить конец унизительной римской оккупации. И те, и другие — да, даже книжники и фарисеи, надеются на Христа, ждут, что Он сделает это, что Он наконец-то взойдет на царский престол. Они ждут, что Он въедет как царь, как господин, на белом коне. А Христос, вопреки всеобщему представлению, въезжает на осленке. Народ в недоумении. Потому что они — и те, и другие, заметили только видимую сторону. А была и невидимая.

— В чем же она заключалась?

— Эту сторону раскрывает нам Предание: в Иерусалим вело много ворот, но Господь въехал через Золотые ворота, которые вели прямо на территорию Иерусалимского храма. Таким образом, Христос приходит в Дом Своего Небесного Отца, чтобы и нас ввести туда же — в Небесную Отчизну.

Но очевидцы события не заметили этого. В этом — сомнение их встречи Господа, сказавшего: «Царство Мое — не от мира сего». Что кричит Ему народ? Чаще всего слышится слово «Осанна», которое означает — «Спаси нас». И в эту просьбу люди вкладывали не столько духовный смысл, сколько просили спасти от римского господства. Но были и те, кто кричал: «Благословен Грядущий во имя Господне». То есть, встречавшие Христа ждали от Него избавления и как от царя земного, и как от Бога. Как Бога — славили, и как Бога — ненавидели.

Блаженный Иероним Стридонский, объясняя это противоречие, отмечает, что речь идет не только о спасении конкретных людей, иудеев от римского господства, но и о спасении всего мира от рабства греху. Спасение в данном случае — соединение земного с небесным.

— Вы упомянули, что Христос, вопреки ожиданиям, въехал в Иерусалим на осленке. Очевидно, это тоже имеет символическое значение.

— Ослик, «сын подъяремной», как он назван в Евангелии, имеет сразу несколько символических значений. Он указывает на мирный характер наступающего Царствия Божьего, на кротость Царя-Богочеловека. Блаженный Феофилакт Болгарский указывает и на иной сакральный смысл выбора животного: Христос воссел на осленка — на необузданный, непокорный народ, на язычников, обуздал их и предуказал, что в будущем эти язычники обратятся ко Христу взамен отвернувшихся от Него иудеев.

Не случайно и то, что даже дети, встречая Христа, постилали Ему под ноги свои одежды. Это напоминает нам историю времен пророка Елисея, когда тот помазал на царство некоего Ииуя, после чего слуги клали перед ним на ступени свою одежду в знак почтения. Здесь же это делают дети — чистые сердцем младенцы. Именно они оказывают Господу настоящие царские почести.

— А что символизировали ветви пальмы, которые мы ныне заменяем вербой?

— Пальма для еврейского народа всегда символизировала радость и торжество. Например, когда Симон Маккавей освободил Иерусалим от захватчиков, его встречали пальмовыми ветвями. И в книге «Левит» — одной из первых в Ветхом Завете, говорится о том же: «В первый день возьмите себе ветви красивых деревьев: ветви пальмовые, и ветви деревьев широколиственных, и верб речных, и веселитесь перед Господом Богом вашим...» Так что, как видим, использование вербы вместо не растущих у нас пальм — не такая уж выдумка. На вербу также указывает Священное Писание.

— Как бы ни был радостен праздник, отмечаемый в Вербное воскресенье, но нельзя не вспомнить, что сразу за ним последует Страстная неделя.

— Совершенно очевидна связь между тремя событиями: Вход Господень в Иерусалим, предварившее его чудо воскрешения праведного Лазаря и последующее начало Страстной седмицы. Ведь страдания Иисуса Христа начались сразу после Его торжественной встречи народом. Но праздник Входа Господня в Иерусалим предваряет не только Страстную седмицу, но и радость грядущей Святой Пасхи, прообразом которой стала Лазарева суббота.

В этом празднике скрыты и радость, и грусть, еще и потому, что Господь, когда Его встречал народ, уже предвидел все события — как близкие по времени, так и отдаленные, как радостные, так и печальные. Он предзрел падение Иерусалима, разрушение храма: «И оставляется дом ваш пуст...». В этих словах Христа — печальное предвидение скорого политического конца еврейского народа, не узнавшего своего Спасителя. А произошло так потому, что народ искал земной свободы, земной победы, земной власти. Что означает — «дом ваш пуст»? По словам митрополита Антония Сурожского, это означает: «пуст ваш храм, пуста ваша душа, пусты ваши надежды». Христос пришел принести на землю Царство духовное, но ждали — только земного благосостояния. И поэтому где сейчас Древняя Иудея? Где Римская Империя? Только могилы остались от былого величия.

Но, если провести параллель между словами Феофилакта Болгарского и Антония Сурожского, сбылись пророчества и того, и другого. Потому что, хотя пуст дом не признавших и не принявших Христа, наш дом — тех, кто принял Бога, стал домом Святого Духа, домом жизни. Потому что встреча с Богом происходит как укрепление Им твоих личных душевных качеств, как та возможность, которую Господь дает тебе — стать могущественным во имя спасения своей души. И к этому не примешиваются никакие земные амбиции.

— Кроме всем известной традиции освящения вербы, есть ли какие-либо еще обычаи, связанные с праздником Входа Господня в Иерусалим?

— В прежние времена существовала традиция «шествия на осляти», которое совершали патриархи древних Восточных Церквей, позже перешедшая и в Русскую Православную Церковь и сохранявшаяся до ХVIII века. Патриарх, а позже — Митрополит в сопровождении государя и народа въезжал на осленке в Спасские ворота Московского Кремля. Целью этого обряда было показать, что и мы встречаем Бога духом. И сейчас эта традиция поддерживается в некоторых епархиях, но теперь уже — лишь как дань прикосновения к глубинам истории