"Служение Богу и ближнему"

Седьмого марта Православная Церковь отмечает день обретения мощей блаженной Матроны Московской. Об этой святой мы побеседовали с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.

Елена Лаврова.

— Батюшка, напомните, пожалуйста, вкратце житие святой блаженной Матроны Московской.

— Блаженная Матрона, урожденная Матрона Дмитриевна Никонова, родилась в селе Себино Тульской губернии в 1881 году,. Она появилась на свет слепой — не имела глазных яблок. А в возрасте около 17 лет утратила способность ходить — у нее отнялись ноги. Однако духовная жизнь Матроны всегда оставалась насыщенной. С раннего детства она имела глубокую веру, способность исцелять больных и предсказывать будущее, благословенное Богом.
Примерно в 1925 году Матрона перебралась в Москву, где, не имея собственного угла, жила у друзей и знакомых. В годы богоборческой власти она подвергалась многочисленным гонениям, однако Господним попечением блаженной Матроне всегда удавалось избежать арестов. Узнавая о прозорливости и мудрости Матроны, к ней устремлялись десятки и сотни людей, жаждавших помощи и совета. Как повествует житие, святая принимала ежедневно множество человек, исцеляя и давая мудрые советы в различных жизненных ситуациях. А ночи после утомительных дней, проводила не в отдыхе, а в молитвах.
Скончалась блаженная старица 2 мая 1952 года, погребена на Даниловском кладбище. Очень скоро могила Матроны Московской стала местом паломничества для верующих, приходящих к ней за помощью так же, как делали это при ее жизни. А в 1999 году Матрона Московская была канонизирована Русской Православной Церковью в лике блаженных.

— Почему же это произошло? Ведь не каждый даже из весьма праведных людей удостаивается канонизации. Почему же Матрона Московская — не просто мудрая и праведная женщина, а — святая?

— Итог жизни Матроны Московской, ее святость, я бы отождествил с Евангельским описанием Страшного Суда, который ждет все человечество, когда слова Господа, простые и глубокие, прозвучат для всех, одни — для праведников, другие, страшные — для грешников. И праведникам, как говорит нам Священное Писание, Господь скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Когда же праведные люди с изумлением спросят, когда же было такое, ответ Господа будет таков: «…истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Вот это и есть критерий святости. Он — в служении людям. Господь смотрит на то, как человек служит заповеди любви, ибо как человек может служить Богу, которого не видит, если ненавидит ближнего, который рядом. И вот святая Матрона служила людям, облегчала их страдания и немощи, утешала, а когда надо — и поучала. Причем делала все это совершенно бескорыстно и невзирая на лица.
Она святая и потому, что обыкновенные люди не обладают духовным видением, которым обладала блаженная Матрона, и потому часто совершают ошибки. Святые же — это посредники между Богом и людьми, которые способны исправлять наши ошибки, помогать, облагородить человека. Но — только при том условии, что человек сам просит о помощи, исправляется, раскаивается.

— Блаженная Матрона Московская сравнительно недавно причислена к лику святых, а уже успела стать одной из наиболее почитаемых, к ней с молитвенными просьбами обращается великое множество людей. Почему?

— Во-первых, потому, что она помогает. Просьбы не остаются без ответа. Во-вторых, и сама Матрона незадолго до смерти говорила, чтобы люди приходили к ее могиле с просьбами о помощи, завещала это. Она и при жизни, и теперь, в лике святых, из тех, кто с большой любовью исполняет наши просьбы. Но конечно, лишь если они благородны, а их исполнение идет нам на пользу.

— С чем же традиционно принято обращаться к святой Матроне?

— Блаженную Матрону просят о многом, потому, что во многом она помогала и при жизни: об исцелении от болезней, о помощи в делах житейских, о том, чтобы найти суженого или суженую, а состоящие в браке — о его сохранении. Бесплодные женщины просят о материнстве. Те, у кого в семье кто-то страдает от пьянства — об избавлении от этого недуга мужа, сына или самого просителя. Просят о помощи в материальных делах, и в этом нет ничего зазорного. О помощи в учебе, в работе, об избавлении от страданий.
Хочу отметить, что неправильно «привязывать» какого-либо святого к помощи в конкретных вопросах. Любой святой может помочь в любом благом деле. Но так уж сложилось, что мы, наблюдая земную жизнь святого, отождествляем ее со своей земной жизнью. Отсюда и традиция просить о решении тех проблем, какие святой помогал решать при жизни или какие испытал сам, а значит, понимает не понаслышке. В этой традиции нет ничего плохого, тем более никакого магизма.
Важно другое. В молитвенной беседе со святой Матроной, как и с любым святым, не нужно вести себя потребительски, приходить сразу с просьбой «дай». Сначала нужно раскрыть свое сердце, отбросить суетные мысли и сосредоточиться на просьбе, исходящей обязательно из благонравного христианского намерения. Тогда и просьба будет соответствующей.
А откликается святая угодница Матронушка всегда быстро. Знаю это по собственному опыту. Но только — и это я тоже знаю по себе, если не просто просишь, но и сам потрудишься. Святая любит, чтобы все было по правде.

— И все же бывает, молитвы к святой не приводят к тому результату, какого ждет человек. Что делать тогда?

— Если ваша просьба благочестива и благородна, но она осталась неисполненной с первого раза — не отчаивайтесь и терпеливо ждите. Все придет в свое время. Но бывает и другая ситуация. Возможно, следует задуматься: а нужно ли нам то, о чем мы просим? Может быть, этот нам вовсе не на пользу? Святая Матрона порой таким образом исправляет наши греховные наклонности, а иногда — учит и самим что-то делать, потрудиться, стать соработником в достижении благой цели.
Очень важно помнить и о том, что у святой нужно не только уметь просить, но и поблагодарить её, когда просьба исполнена. Лучше всего заказать благодарственный молебен в честь блаженной. Если не получается — поблагодарите дома, прочтите акафист, а то и скажите простое человеческое «спасибо». Поверьте, святые не обижаются на «слишком простые» с нашей точки зрения слова — они выше этого. И конечно, через святых мы должны благодарить и Бога. Ведь и святые помогают нам Божией силой и бывают рады нашей благодарности Господу, тому, что мы оценили их посреднические молитвы за нас и Божию помощь.