Вы здесь

Дети пишут иконы

Педагогический коллектив Иссинского детско-юношеского центра постоянно пополняется новыми кадрами, которые вносят свежие веяния в его деятельность

Совсем недавно стала руководить изостудией «Палитра» Мария Брагина, выпускница старейшей Тобольской духовной семинарии, основанную самим Петром Первым, по классу иконописи.Несмотря на молодость, она уже имеет немалый опыт вросписи храмов, написанию икон, реставрационных работах. Еще учась на пятом курсе, игуменом Савватием Мария была приглашена в Большекулаченский Никольский монастырь для росписи придела в честь Царских Страстотерпцев. Выполняла эту работу вместе с известным болгарским мастером — Ангелом Богдановичем Радушевым, проживающим в Софии и закончившим Софийскую художественную академию.

Автор этих строк побывала на одном из занятий изостудии. В кабинете, где занимаются ребята, царила рабочая обстановка. На столах лежали старые иконы, требующие реставрации, стояли емкости с разноцветными красками. Мария Михайловна рассказала, что во время занятий дети и подростки будут учиться писать иконы: изучать технологию иконописи, специфику работы с традиционными материалами. Познакомятся с иконографией и символикой иконописного образа. В программе работы студии предусмотрено также изучение истории иконописи, жития святых, основ богословия.

Не удержалась и спросила у руководителя студии: «А что такое икона вообще?».

—Икона — это особый вид искусства и окно в духовный мир, — ответила Мария. — Чтобы передать святость святого человека был выработан условный язык — иконописный канон. Глядя, скажем на икону Спасителя, мы видим личность Богочеловека, сочетающую в себе Божественную и человеческую природу — силу, мудрость, любовь. Мы видим человека, каким он должен быть.

И как бы подводя итог разговора об иконе, произнесла:— Для иконы красота не есть красивость, свойственная миру: красота ее — свойство будущего века, свойство Царствия Небесного. Вот что такое икона.

Поинтересовалась я и тем, как все-таки происходит процесс написания иконы, какие используются краски, на чем пишутся. Мария пояснила, что самый долговечный материал — доска. С нее краска не осыпается. На доску наклеивается специальным клеем паволока из натурального волокна. Затем на нее тончайшими слоями наносится белая краска. Через неделю поверхность шлифуется. В старину доску шлифовали стеблями хвоща, потому что он содержит кремний. Это природные минеральные пигменты. Их растирают с помощью куранта на стекле или яшневой плитке. Затем эти пигменты растирают с яичной эмульсией.

Поведала собеседница и о том, что студийцы кроме реставрационной деятельности будут заниматься и графикой, пейзажем, натюрмортом, написанием портретов, батиком (росписью по стеклу) и многим другим.

Видя, с каким старанием и увлечением работают ребята, не посмела их отвлекать от дела и задавать традиционный вопрос: «Нравится ли им здесь заниматься?» По их сосредоточенным лицам и старанию было все понятно без слов. Мне оставалось только выйти и тихо закрыть за собой дверь.

Любовь Горбатова